Строившаяся по указу Николая II с на государственный счет, впоследствии ставшая одной из крупнейших железнодорожных магистралей России и соединившая Сибирь и Урал с Центральной Россией.
- 13 мая 1895 года Николай II подписал указ о строительстве Пермь-Котласской железной дороги. Управление строительными работами расположилось в Вятке.
- 14 марта 1899 года на ветке началось движение поездов, ходивших из Перми через Вятку и порты Северной Двины в Котлас.
- В 1900 году объединена с Пермь-Тюменской железной дорогой (до 1898 года — Уральская горнозаводская железная дорога) в единую Пермскую железную дорогу с управлением в г. Пермь.
- С 1937 года — железная дорога имени Л. М. Кагановича, которая в 1944 году была разделена на Пермскую и Свердловскую железные дороги
- С 1953 года часть бывшей Пермь-Котласской дороги в составе Свердловской железной дорогой (граница Горьковской и Свердловской железных дорог — 1221/1222 км участка Киров — Пермь). Большая часть дороги (от входного светофора ст. Чепца до ст. Сусоловка) в составе Горьковской железной дороги (граница Горьковской и Северной железных дорог — 326/327 км участка Киров — Котлас).