За первые 10 месяцев существования «Смерша» (с апреля 1943 по февраль 1944 г.) по заданию военных контрразведчиков в германские разведорганы и школы внедрились 75 агентов, причем 38 из них, успешно выполнив поставленные задачи, возвратились к своим. Зафронтовые агенты представили сведения на 359 официальных сотрудников германской военной разведки и на 978 выявленных шпионов и диверсантов, которых готовили для переброски в расположение частей Красной Армии. Строго говоря, в годы Великой Отечественной войны в Советском Союзе было три контрразведывательные организации, которые назывались «Смерш».
Они не подчинялись друг другу, находились в разных ведомствах. Главное управление контрразведки «Смерш» в Наркомате обороны, которое возглавлял Абакумов. Этот «Смерш» действительно подчинялся наркому обороны, напрямую, верховному главнокомандующему вооруженными силами Сталину. Второй контрразведывательный орган, который носил также наименование «Смерш», — относился к Управлению контрразведки Наркомата Военно-Морского флота, подчинялся наркому флота Кузнецову и никому другому. Был еще и отдел контрразведки «Смерш» в Наркомате внутренних дел, который подчинялся непосредственно Берии. Это были три независимых контрразведывательных подразделения в трех силовых ведомствах.
Деятельность ГУКР СМЕРШ включала предварительную зачистку прифронтовой полосы от немецкой агентуры и антисоветских элементов. СМЕРШ принимал активное участие в розыске, задержании и ведении следствия по делам советских граждан, действовавших в антисоветских вооруженных группах, воевавших на стороне Германии, таких как Русская освободительная армия. Служба оперативного состава ГУКР СМЕРШ была крайне опасной — в среднем оперативник служил 3 месяца, после чего выбывал по смерти или ранению.
По результативноси СМЕРШ являлся самой эффективной спецслужбой Второй Мировой войны. С 1943 года до окончания войны одних только радиоигр центральным аппаратом ГУКР СМЕРШ НКО СССР и его фронтовыми управлениями было проведено 186. В их ходе на нашу территорию удалось вывести свыше 400 кадровых сотрудников и гитлеровских агентов, захватить десятки тонн грузов.
За первые 10 месяцев существования «Смерша» (с апреля 1943 по февраль 1944 г.) по заданию военных контрразведчиков в германские разведывательные органы и школы внедрились 75 агентов, причем 38 из них, успешно выполнив поставленные задачи, возвратились к своим. Зафронтовые агенты представили сведения на 359 официальных сотрудников германской военной разведки и на 978 выявленных шпионов и диверсантов, которых готовили для переброски в расположение частей Красной Армии. Впоследствии 176 разведчиков противника были арестованы органами «Смерша», 85 агентов немецких спецслужб явились с повинной, а 5 завербованных официальных сотрудников германской разведки остались работать в своих разведподразделениях по заданию советской контрразведки.
Ряд советских агентов удалось внедрить в формирования «Русской освободительной армии» (РОА) генерала Власова в целях их разложения. В результате за указанный выше отрезок времени на советскую сторону перешли 1202 человека.
В 1943-1944 гг. ГУКР «Смерш» и его фронтовые управления стали широко практиковать заброску в немецкий тыл агентурных групп. Перед этими группами ставились задачи по сбору сведений о разведорганах и спецшколах противника, внедрению в них, а также по захвату кадровых сотрудников, их агентов и нацистских пособников. Как правило, группа состояла из трех – шести человек. В нее включался оперативный сотрудник «Смерша», проверенные, опытные агенты, хорошо знавшие местность и способные выполнять роль связных, и радист для поддержания связи с центром7.
За апрель – октябрь 1943 г. в тыл противника были направлены 7 агентурные групп в составе 44 человек (22 оперработников, 13 агентов и 9 радистов), подчиненных непосредственно ГУКР «Смерш». За время пребывания на вражеской территории ими было привлечено к сотрудничеству с советской контрразведкой 68 человек. Потери во всех группах составили четыре человека.
В период с 1 сентября 1943 по 1 октября 1944 г. фронтовыми управлениями «Смерша» на вражескую территорию были заброшены 10 групп, включавших в себя 78 человек (31 оперработника, 33 агентов и 14 радистов). Им удалось привлечь к сотрудничеству 142 человека. Шесть агентов внедрились в немецкие разведорганы. Было также выявлено 15 агентов противника.