В 1932 г. академик Иван Губкин выдвинул пророческую идею о необходимости планомерных поисков нефти на восточном склоне Уральского горного хребта. И 4 июля 1945 г. Комплексная комиссия по нефти и газу при Президиуме Академии наук СССР приняла постановление «О перспективности нефтеносности Западной Сибири», в котором говорилось: «Проведёнными работами за прошлые годы организациями Наркомнефти, Комитета по делам геологии и Трансбура установлены основные черты геологического строения и перспективы нефтеносности Западной Сибири… Работы, проведённые до войны, позволили провести геотектоническое районирование всей территории Западной Сибири, выявив зоны, наиболее благоприятные для поисков нефти и газа…» Комиссия АН СССР призвала правительство: «Восстановить ранее существовавшие геолого-разведочную и геофизическую организации для выполнения поисковых и разведочных работ на нефть в Западной Сибири… Разработать конкретный план по нефти и природному газу в Западной Сибири с использованием выходов сводных работ по перспективам нефтеносности…»
Для практического осуществления этой программы 21 апреля 1948 г. был подписан приказ №108 по Главному управлению нефтяной геологии Министерства геологии СССР «О развитии геолого-разведочных работ на нефть и газ в Западной Сибири и неотложной помощи Центральной Западно-Сибирской нефтеразведочной экспедиции — о бурении опорных скважин». А 17 июня 1948 г. по тому же министерству был издан новый приказ №375, — «Об утверждении Западно-Сибирской экспедиции по разведки нефти и природных газов — круглогодичной»
Состоявшееся в конце ноября 1950 г. в Новосибирске совещание геологов, геофизиков, нефтяников Министерства геологии и АН СССР оказало существенную помощь в определении основных направлений геолого-разведочных работ в регионе.
Через три года настойчивая и трудная работа принесла первые плоды. 21 сентября 1953 г. опорная скважина Р-1 вблизи старинного сибирского села Берёзово дала мощный фонтан природного газа, что стало началом нефтегазодобычи в Западной Сибири. Эта скважина по указанию геолога Александра Быстрицкого была пробурена бригадой, которую возглавлял буровой мастер В.Н.Мельников.
Обнадёживающие признаки нефтеносности района привели руководство «Главтюменьгеологии» к решению организовать в начале 1960 г. самостоятельную Шаимскую нефтеразведочную экспедицию, которую возглавил геолог Михаил Шалавин. Местом её базирования был выбран поселок Чантырья — самый близкий населённый пункт к железнодорожной станции Сосьва, через которую в зимний период осуществлялось материально-техническое обеспечение.
Бригада начала бурение скважины №7 в сложных условиях сибирской зимы , а к концу марта её удалось довести до проектной глубины 1 тыс. 436 м. 29 марта 1960 г. был взят очередной пробный керн, и в трещинах породы была обнаружена нефть. Это придало энтузиазма всем членам буровой бригады Семёна Урусова. И через три недели пришёл долгожданный успех — скважина начала буквально залила буровую, столь мощным был фонтан.