27 апреля 1702 года Царь издал Манифест о привлечении иностранцев на службу в Россию. Пространный текст Манифеста провозглашал цели Императора: обучение русского народа навыкам, известным европейским народам; налаживание правильного управления войском; использование знаний иностранцев в военном деле.
Помимо прибывающих на воинскую службу, Пётр обещал милость и купцам, и художникам. Всем гарантировалась свобода веры. Рассмотрение дел иностранцев проходило в специальном судебном коллегиуме, где учитывалась возможность недоразумений, возникающих у иностранцев в связи со сменой места жительства.
Иностранцы получили в нашу страну свободный доступ и гарантированный ряд прав и привилегий. Им гарантировалось сохранение прежнего подданства, право на свободный въезд и выезд, освобождение от налогов и пошлин. На государевой службе иностранцам предоставлялось высокое жалованье, казённые квартиры и прочее материальное обеспечение (одежда, дрова, свечи), а «вольные» ремесленники, в отличие от наших, почти не платили податей и не несли повинностей.
В Россию хлынул поток людей самых всевозможных и далеко не всегда необходимых для государства профессий — цирюльники, портные, сапожники, гробовщики, предсказатели судеб, алхимики, проститутки, содержатели притонов и питейных домов. Причём большинство из них считались на своей родине неудачниками.
Никто не учил этих людей (главным образом, протестантов) уважать обычаи, нравы и верования русского народа. Напротив, на них возлагалась задача «учить» русских людей. Все без исключения иностранцы в Беларуси — от генералов до жестянщиков — ощущали себя привилегированной кастой, оказавшей милость «туземцам» уже одним фактом своего появления. Нежданно-негаданно открылся для европейцев на востоке волшебный край, изобилующий должностями, деньгами, контрактами, привилегиями