1918 — Создано первое научное учреждение советской авиации — «Летучая лаборатория»

24 марта 1918 года при Аэротехникуме учреждена была под руководством проф. Н. Е. Жуковского так называемая Летучая Лаборатория, задачей которой было проводить исследования в воздухе на привязных и свободно движущихся аэростатах, на дирижаблях и самолетах. По инициативе В. И. Ленина в декабре того же года был создан знаменитый ЦАГИ (Центральный Аэрогидродинамический Институт), ставший мировым центром авиационной мысли. 15 декабря 1918 года состоялось первое заседание коллегии ЦАГИ, председателем которой был избран Н. Е. Жуковский. Одна из комнат в квартире Жуковского получила на первое время название «зала заседаний коллегии института». Аэродинамическая лаборатория Московского Высшего Технического училища стала лабораторией ЦАГИ, получив имя Н. Е. Жуковского, который был ее основателем в МВТУ. Туда же перенесены были и работы Летучей Лаборатории. В 1920 году лаборатория превратилась в Экспериментально — Аэродинамический отдел ЦАГИ.

Возникшая в 1918 году Летучая Лаборатория была в нашей стране первым научно-исследовательским учреждением в области авиации. Аэростатный отдел этой лаборатории включил в круг изучаемых им вопросов «Специальное изучение парашютного дела» (§ 2 программы работ). Проект создания этого отдела и программа его деятельности были утверждены Н. Е. Жуковским. Таким образом, при непосредственном участии великого ученого впервые был создан научно-исследовательский центр, занявшийся не только практическими вопросами использования парашютов, но и теорией парашютного дела. В изданном осенью 1918 года первом сборнике «Трудов Аэростатного отдела Летучей Лаборатории» основное внимание уделено подробнейшему, математически обоснованному сравнительному исследованию двух систем парашюта, распространенных в то время у нас,-Котельникова и Жюкмесса. Исследование показало, что парашют «РК-1» во всех отношениях превосходит французский парашют. Он раскрывался через 2-3 секунды, пролетев приблизительно 40-43 метра, а «Жюкмесс»-в конце 5-й секунды, пролетев не менее 120 метров. Котельниковым был найден более удачный габарит полюсного отверстия и строп, благодаря чему спуск на «РК-1» .происходил более плавно. «РК-1» не был подвержен кручению, характерному для «Жюкмесса», давал гораздо меньшее раскачивание, меньший снос и т. д. «Подводя итоги всему предыдущему исследованию систем парашютов,-говорилось в заключении, — мы находим, что жюкмессовский парашют гораздо хуже котельниковского и опаснее его. Если же мы примем за внимание, что он обходится почти вдвое дороже котельниковского, то мы прямо должны заявить, что его следует изъять из употребления в воздушном флоте и заменить котелниковским…».