1915 — Сформирована первая в русской армии автомобильная зенитная батарея

Применение военно-воздушных сил накануне и в начале Первой мировой войны подтвердили ограниченность действенности огня легкой полевой и тяжелой артиллерии по летательным аппаратам. Для результативной борьбы, в первую очередь с аэродинамическими средствами воздушного нападения, требовались специальные орудия, устанавливаемые на автомобильные платформы.
Первыми к созданию таких мобильных средств, приступили немецкие и французские специалисты.
В России основную ставку сделали на создание бронированной автомобильной установки с зенитным орудием калибра 76,2-мм. Ее разработчиком выступила Офицерская артиллерийская школа в лице офицера постоянного состава гвардии штабс-капитана В.В. Тарновского, определившего в 1912 г. основные требования к данному типу орудия.

Первые четыре орудия, получивших официальное название «3-дюймовая противоаэростатная пушка обр. 1914 г. Путиловского завода на автомобильной установке», были собраны в конце 1914 г и установлены на 5-тонных автомобилях американской фирмы «Уайт», изготовленных специально для них Русско-Балтийским вагонным заводом. Предложение возглавить формируемую батарею получил гвардии штабс-капитан В.В. Тарновский. Такое назначение обосновывалось необходимостью «дальнейшего усовершенствования системы на основании боевого опыта.

В период формирования зенитного подразделения и в ходе практической деятельности В.В. Тарновский разработал и издал ряд руководящих документов (учебных пособий по зенитной артиллерии): «Устав батарейного учения», «Правила стрельбы автомобильной батареи для стрельбы по воздушному флоту» и «Полевые таблицы стрельбы» на резине и передал их в Главное управление Генерального штаба и Главное артиллерийское управление для использования.

В них впервые предлагалось поражать летательные аппараты противника не одиночными выстрелами, а разрывами одновременно нескольких шрапнелей, образующими целую сферу поражения. В пояснительной записке к указанным документам В.В. Тарновским были подробно описаны и проанализированы до десяти различных случаев из опыта стрельб по самолетам впервые месяцы войны.

Всего в годы Первой мировой войны в составе действующей армии было сформировано 9 аналогичных противосамолетных подразделений, сыгравших значительную роль в борьбе с воздушным противником. Только на счету 1-й Отдельной автомобильной зенитной батареи имелось до 10 сбитых неприятельских самолетов.